Размер шрифта:
Тип шрифта:
Цвета сайта:
Изображения:
Интервал между буквами (Кернинг):
Межстрочный интервал:
Выберите шрифт:
Выбор цветовой схемы:
25.03.2021

ПРОКУРАТУРА РАЗЪЯСНЯЕТ

Уголовно-процессуальная деятельность, как никакая другая, затрагивает конституционные и иные права и свободы не только участников уголовного судопроизводства, но и иных граждан, в той или иной степени задействованных в данной сфере деятельности. Отдельные проблемные вопросы обеспечения прав и свобод граждан, вовлеченных в орбиту уголовного процесса, особо остро прослеживаются на стадии возбуждения уголовного дела. Остановимся на некоторых из них.

Порядок приема, регистрации и рассмотрения сообщений о преступлениях.

Согласно ч. 1 ст. 144 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации дознаватель, орган дознания, следователь обязаны принять, проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении и в пределах компетенции... принять по нему решение в срок не позднее 3 суток со дня поступления указанного сообщения.

Несмотря на то, что в статье речь идет только о сообщении о готовящемся или совершенном преступлении, ее содержание имеет отношение ко всем поводам к возбуждению уголовного дела, в том числе к заявлению о преступлении и явке с повинной. А основной смысл статьи заключается в установлении сжатых сроков проверки сведений, содержащихся в любом поводе к возбуждению уголовного дела. Установление таких сроков имеет важное практическое значение. От того, насколько оперативно и гибко будет установлено наличие (или отсутствие) оснований для возбуждения уголовного дела, во многом зависит успех будущего расследования - будет ли преступление раскрыто, а виновный привлечен к уголовной ответственности, или же затянувшееся с самого начала производство заведет поиск истины в тупик.

Часть первая статьи претерпела существенные изменения и дополнения в 2013 году. Теперь арсенал процессуальных действий, которые могут производиться до возбуждения уголовного дела, пополнился получением объяснений и образцов для сравнительного исследования, истребованием документов и предметов, назначением экспертизы, производством осмотра и освидетельствования, а самое главное - изъятием документов и предметов, иначе говоря, их выемкой, которая является типичным следственным действием, допускающим применение процессуального принуждения (теперь - и без уголовного дела).

Часть вторая статьи 144 УПК РФ, отражая важнейшие новые реалии жизни российского общества, в частности стремительный рост значения средств массовой информации в условиях гласности, отводит отдельную объемную норму проверке сообщений о преступлении, распространенных в средствах массовой информации. Такая проверка проводится по поручению прокурора органом дознания или следователем. Руководители органов средств массовой информации обязаны передать по требованию прокурора или органа расследования, осуществляющего проверку, имеющиеся в их распоряжении документы и иные материалы, в частности аудио- и видеозаписи. Закон также обязывает редакцию сообщить данные о лице, предоставившем информацию, которая явилась содержательной основой соответствующей публикации и которая правоохранительными органами расценена как сообщение о преступлении. Исключение составляют случаи, когда такое лицо, предоставляя информацию криминального характера, поставило перед редакцией условие о сохранении в тайне источника информации.

Согласно ч. 5 ст. 144 УПК РФ, отказ в приеме сообщения о преступлении может быть обжалован прокурору или в суд.

 Порядок ОБЖАЛОВАНИЯ ДЕЙСТВИЙ И РЕШЕНИЙДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ ОРГАНОВ СЛЕДСТВИЯ И ДОЗНАНИЯ регламентирован главой 16 УПК РФ.

Так, в соответствии со ст. 123 УПК РФ действия (бездействие) и решения дознавателя, начальника подразделения дознания, начальника органа дознания, органа дознания, следователя, руководителя следственного органа могут быть обжалованы участниками уголовного судопроизводства, а также иными лицами, если принимаемые процессуальные решения затрагивают их интересы.

     Прокурор, руководитель следственного органа рассматривает жалобу в течение 3 суток со дня ее получения. В исключительных случаях, когда для проверки жалобы необходимо истребовать дополнительные материалы либо принять иные меры, допускается рассмотрение жалобы в срок до 10 суток, о чем извещается заявитель.

По результатам рассмотрения жалобы прокурор, руководитель следственного органа выносит постановление о полном или частичном удовлетворении жалобы либо об отказе в ее удовлетворении (ст. 124 УПК РФ).

Постановления органа дознания, дознавателя, следователя, руководителя следственного органа об отказе в возбуждении уголовного дела, о прекращении уголовного дела, а равно иные действия (бездействие) и решения дознавателя, начальника подразделения дознания, начальника органа дознания, органа дознания, следователя, руководителя следственного органа, которые способны причинить ущерб конституционным правам и свободам участников уголовного судопроизводства либо затруднить доступ граждан к правосудию, могут быть обжалованы в порядке ст. 125 УПК РФ в районный суд.

Судья проверяет законность и обоснованность действий (бездействия) и решений должностных лиц органов следствия и дознания с участием заявителя и его защитника, законного представителя или представителя, если они участвуют в уголовном деле, иных лиц, чьи интересы непосредственно затрагиваются обжалуемым действием (бездействием) или решением, а также с участием прокурора, следователя, руководителя следственного органа.

По результатам рассмотрения жалобы судья выносит одно из следующих постановлений:

1) о признании действия (бездействия) или решения соответствующего должностного лица незаконным или необоснованным и о его обязанности устранить допущенное нарушение;

2) об оставлении жалобы без удовлетворения.

6. Копии постановления судьи направляются заявителю, прокурору и руководителю следственного органа.

 

 

Поделиться:
Дата создания: 25.03.2021 13:38
Дата последнего изменения: 25.03.2021 13:38